Нейроновости: обзор публикаций 30 октября – 12 ноября 2017 года

Дата: 13 ноября 2017, 15:41

В прошлый понедельник наш обзор не вышел: был выходной день. Поэтому сегодня, в виде исключения, мы исправляемся и предлагаем вашему вниманию обзор публикаций на нашем портале сразу за две недели. Нейроновости, нейростарости и большие статьи — всё к вашему вниманию!

Нейроновости

Рассеянный склероз победят «снайперы», а не «ковровая бомбардировка»

Рассеянный склероз начинается у людей в 20–40 лет и встречается довольно часто: 30–70 случаев на 100 000 человек. Он не имеет ничего общего ни с рассеянностью, ни со «старческим склерозом» – название означает, что склеротическое поражение (рубцы и бляшки соединительной ткани) рассеяно (распространено) по нервной системе. Это заболевание относится к аутоиммунным, потому что его причина – бунт некоторых иммунных клеток против родного организма. Однако обычно, борясь с рассеянным склерозом, мы можем убить и нормальные иммунные клетки, которые ни в чем не виноваты. Российские ученые из Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова (ИБХ) РАН нашли два способа борьбы с рассеянным склерозом: целенаправленное убийство бунтовщиков и принуждение их к миру.

Четыре года электростимуляции спинного мозга поставили парализованного на ноги

Исследователи из Университета Луисвилля опубликовали в журнале  Scientific Reports статью, в которой поделились результатами работы по восстановлению подвижности в нижних конечностях методом моторных тренировок и субдуральной электростимуляции спинного мозга.

В предыдущей работе, опубликованной в мае 2017 года в Journal of Neurotrauma авторы работали с четырьмя пациентами с параплегией (параличом нижних конечностей) в результате травмы спинного мозга. Новая работа повествует о более серьезном успехе: одному из пациентов этой группы (32 года, потерял подвижность в результате мотоциклетной аварии) удалось – после дополнительного полугода стимуляции  и двигательных тренировок (суммарно – 80 шаговых тренировок в подвешенном состоянии) – самостоятельно двигать ногами уже без участия электричества.  Авторы предполагают, что в данном случае имела место перестройка периферических связей между уцелевшими нейронами пациента.

«Троянский конь» с вирусом Зика внутри

Исследователи из Калифорнийского университета Сан-Диего совместно с коллегами из Бразилии выяснили, что вирус Зика передается от матери к плоду, заражая его собственные иммунные клетки.

«Это стратегия троянского коня», — отметил Элиссон Муотри, доктор технических наук, профессор университета в Сан-Диего кафедр педиатрии и клеточной и молекулярной медицины. В период эмбриогенеза на ранних этапах пренатального развития клетки, называемые микроглии образуются в желточном мешке, а по мере формирования ребенка распространяются по всей центральной нервной системе (ЦНС).

В мозге присутствуют клетки микроглии – резидентные макрофаги, защищающие его от бляшек, поврежденных клеток и прочего «мусора». Результаты показывают, что вирус Зика может заразить ранние клетки микроглии. Проникнув внутрь, он распространяется на другие клетки мозга, что приводит к серьёзным неврологическим повреждениям, которые ученые обнаружили у некоторых новорожденных.

Аутизм: когда нейроны с астроцитами «ссорятся»

Еще одна работа группы Эллисона Муотри, посвящена аутизму. Учёные опубликовали в журнале Biological Psychiatry убедительные свидетельства того, что расстройства аутистического спектра (ASD) могут возникать из-за неразберихи, которая возникает во взаимодействии астроцитов с нейронами.

Для своего исследования авторы взяли индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (iPSC), полученные от трёх пациентов с достоверно диагностированным аутизмом и получили из них совместные культуры астроцитов и кортикальных нейронов, а затем изучили их свойства.

Электрическая стимуляция мозга усиливает обучаемость

Команда исследователей из Бостонского университета изучила ещё один способ, усиливающий способности человека учиться и контролировать свое поведение. С помощью транскраниальной стимуляции высокого разрешения при помощи переменного тока  (HD-tACS) учёные воздействовали на две области мозга, которые влияют на то, как мы учимся, откликаясь на ошибки.

Медиальная лобная кора, по словам авторов работы, очень чутко реагирует на допущенные нами ошибки, откликаясь как на собственные умозаключения, так и на комментарии, полученные от других людей. Её называют «тревожным звонком мозга».

Ведущий исследователь работы Роберт Рейнхарт (Robert Reinhart) и его коллеги обнаружили, что стимулирование этого региона, а также латеральной префронтальной коры может изменить то, как человек обучается. Рейнхарт также отмечает, что эти две области мозга помимо всего связаны ещё и с исполнительной функцией и самоконтролем.

В глазах глубоководных рыб нашлись палочкоколбочки

Учёные открыли новый вид зрительных рецепторов, который позволяет рыбам чётко видеть в сумерках. Такую удивительную особенность обнаружили у рыб мавроликов, чья активность проявляется именно в умеренном освещении.

большинства позвоночных есть два вида светочувствительных нейронов в сетчатке – колбочки и палочки. Первые имеют коническую форму и реагируют на яркий свет, а вторые необходимы для различия рассеянного света и используются в ночное время.

Мавролики относятся к роду Maurolicus и отличаются жизнедеятельностью вблизи поверхности воды на рассвете и в сумерках. В это время рыбы всплывают с глубины более чем 200 метров для того, чтобы покормиться планктоном. Команда учёных из Австралии, Норвегии и Саудовской Аравии предположила, что из-за отсутствия необходимости использовать зрение днём сетчатка рыб утратила колбочки для различия цветов при дневном освещении.

Как навигация в пространстве связана с языком

Когнитивные нейробиологи Высшей школы экономики и Орхусского университета впервые экспериментально продемонстрировали, как ориентация в пространстве влияет на понимание речи.

Язык — сложная когнитивная функция, которая обеспечивается распределенными по коре головного мозга сетями нейронов, а не только представлена в локальных модулях. Значительную роль в психических переживаниях и работе когнитивных функций, в том, как человек идентифицирует буквы, слова, звуки и смыслы, играет физический опыт, связанный с движением, в том числе перемещением в пространстве.

Никола Вукович и Юрий Штыров провели в Центре нейроэкономики и когнитивных наук ВШЭ эксперимент, который объясняет как именно система, отвечающая за пространственную навигацию, связана с языком. В своей работе исследователи представили нейрофизиологические данные, которые описывают мозговые механизмы, обеспечивающие поддержку системы координат в пространственных и лингвистических задачах.

Мозг не видит разницы между диалектами и языками

Учёные из Университета Эбертей в Шотландии и Рейнско-Вестфальского университета Аахена (RWTH) в Германии выяснили, как мозг реагирует на переключение между стандартным литературным языком и диалектом. В исследовании, опубликованном в Cognition, показано, что временная задержка при переключении зависит только от степени владения языком или диалектом, но не от того, на что именно переключается испытуемый. Кроме того, при сравнении с предыдущими исследованиями выяснилось, что модель реакции аналогична возникающей при переключении между разными языками.

Как низкие социальные навыки вредят здоровью

Психологи из университета Аризоны показали, что люди, которые испытывают трудности или ведут борьбу в социальных условиях, могут подвергаться большему риску как физических, так и психических проблем, сообщают исследователи. Исследование, опубликованное в журнале Health Communication, входит в число первых, которые связывают социальные навыки не только с психическим здоровьем, но и с физическим.

Как заставить эпилептика видеть радугу

Учёные смогли заставить молодого человека с эпилепсией увидеть радугу и лица, простимулировав его мозг. Так им удалось выяснить, что определённые отделы веретенообразной извилины отвечают только за один тип восприятия — распознавание цветов или лиц.

Большинство отделов мозга отвечают сразу за несколько функций и учёных интересует, существуют ли отделы, выполняющие только одну задачу. Добровольцем стал 26-летний молодой человек, страдающий эпилепсией. В его мозге ранее были установлены электроды для контроля возможных приступов. С их помощью исследователям удалось избирательно стимулировать разные участки веретенообразной извилины, задействованной в распознавании объектов и их признаков. Исследователи работали с двумя участками, один из которых отвечает за распознавание лиц, а другой — цвета.

Айфон предупредит о мигрени

Компания Second Opinion Health начала продажи приложения для iPhone, которое должно предупреждать хозяина телефона о том, что в ближайшее время наступит приступ мигрени. Приложение получило название Migrain Alert.

Нужно отметить, что приложение не диагностирует мигрень, а пытается предсказать его, «тренируясь» на предыдущих опытах мигрени и данных об окружающей среде. Тем не менее, приложение, как и положено, прошло клинические испытания в клинике Майо и одобрено к применению.

Шестнадцать нейронных оттенков миндалевидного тела

Учёные из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе разработали новый метод, который позволяет определить нейронное разнообразие миндалины и уточнить её функции в регуляции эмоций и поведения.

Мозг отличается от остальных органов тем, что состоит из множества типов клеток. С развитием нейронаук знания о многообразии нейронов всё более углубляются. Одно из препятствий на пути познания этого многообразия – тот факт, что крайне сложно изучить отдельные клетки, не повреждая их. Говоря научным языком, сложно не нарушить их транскрипционный профиль, то есть транслирующуюся через синтез РНК информацию о функционировании клетки.

Учёным из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе удалось разработать такой метод: они назвали его Act-seq. Новый метод позволяет не только изучить изначальные характеристики клетки, но и отследить её изменения.

Глубокая стимуляция мозга теперь возможна во сне

Нет, не в грезах врачей-хирургов, а в то время, пока пациент спит. Технологические усовершенствования в области нейровизуализации позволяют нейрохирургам в исследовании OHSU точно визуализировать мозг до и во время процедуры. Это даёт им возможность проводить операцию, пока пациент находится во сне.

Нет необходимости говорить о преимущества нового подхода – это и комфорт для пациента, и возможность лучше сосредоточиться для врача. Однако, важным аспектов остаётся качество операции: насколько эффективен такой метод? Исследование OHSU показывает, что в ходе операций по интенсивной стимуляции головного мозга, когда пациент спал, результаты оказались даже лучше, чем в то время, когда пациент бодрствовал.

Результаты клинического испытания, проведённого на 69 пациентах, которые перенесли операцию, опубликовали в журнале Neurology. Они показывают, что у тех, кто проходил процедуру во время сна, лучше происходила коммуникация и более легко осуществлялось познание. Кроме того, не было очевидной (отрицательной) разницы в улучшении замедленных из-за патологии движений, ригидности мышц или треморе между теми, кто проходил операцию во сне, по сравнению с теми, кто бодрствовал во время процедуры. У спящих пациентов улучшилась речь, а у тех, кто оставался в состоянии бодрствования, увы, снижались показатели её беглости.

Апноэ во сне: найдены клетки, заставляющие мозг проснуться

Часто ли ваш партнер жалуется на то, что вы храпите? А ведь храп потенциально опасен и становится первой «ласточкой» серьёзного расстройства под названием «обструктивное апноэ сна», которое не позволяет человек нормально высыпаться. В статье, опубликованной в журнале Neuron, исследователи из Медицинского центра Beth Israel Deaconess (BIDMC) нашли специфические нейронные схемы, ответственные за пробуждение мозга при апноэ.

Эти результаты могут привести к появлению новых лекарств, способных помочь пациентам с этим расстройством и улучшить их ночной отдых.

Препарат от рассеянного склероза поможет победить шизофрению?

Исследователи из Великобритании запустили испытания нового подхода к лечению шизофрении. По их мнению, причина развития этого заболевания кроется в нарушении работы иммунной системы мозга.

В причинах шизофрении разбираются уже почти четыре века, и до сих пор не установлено, какой именно фактор определяющий. Профессор Лондонского института медицинских наук Оливер Хоус (Oliver Howes) после многочисленных исследований предположил, что к психическому расстройству причастна микроглия – иммунная система мозга. Вместе с командой исследователей Хоусу удалось подтвердить свою гипотезу и разработать новый подход в терапии шизофрении.

Пермская нейросеть встанет на защиту информации

Исследователи из Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) работают над созданием нейронной сети для защиты от сетевых вторжений. Разработка успешно прошла тестирование на базе данных в 5 миллионов сведений и готовится к новым испытаниям.

Нейросеть придумала новые костюмы на Хеллоуин

К чему только не приспосабливают нейросети. Исследовательница из США Джанелль Шейн научила нейросеть придумывать идеи костюмов для Хеллоуина.

Разумеется, статью с такой тематикой Шейн не публиковала, а сообщала о своих успехах в Twitter. Для того, чтобы натренировать нейросеть, она использовала  4500 названий костюмов на Хеллоуин, объявив их сбор на просторах Интернета. Любопытно, что около трех сотен из них содержали название «сексуальный» (сексуальные тыквы, пираты, тыквопираты, шмели, лампы, брадобреи и прочие).

Восстановление нервов в мышцах сохранит их образ в мозге

Объединённые усилия учёных из Университетсткой больницы в Лаузанне и команды исследователей из Швейцарии позволили проследить изменения проводящих путей головного мозга после направленной моторной и сенсорной реиннервации (НМСР). Результаты получены с помощью ультрамощного семитеслового фМРТ, недавно допущенного в клиническое использование FDA, и опубликованы в Brain.

Найдена новая цель для лечения спинальных мышечных атрофий

При спинальной мышечной атрофии или боковом амиотрофическом склерозе происходит повреждение мотонейронов, и, к сожалению, до сих пор не найдено какого-либо эффективного лечения, которое бы помогло таким пациентам. Однако, как выяснили учёные Вюрцбурга, значительный терапевтический потенциал может иметь процесс аутофагии, за который в прошлом году Ёсинори Осуми получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

Группа учёных определила и рассказала в  Nature Communications про еще одну потенциальную цель для будущих возможный лекарств: это сложный процесс аутофагии, в котором клетка запускает механизмы самоуничтожения. Он гарантирует, что импульсы, которые поступают от мотонейронов в мышцы, генерируются постоянно в нормальном режиме.

3D карта мышиного мозга показывает сложность реального строения нейронов

На одном из крупнейших в мире конгрессов по нейронаукам SfN’s 47th annual meeting, который пройдет 11-15 ноября 2017 года в Вашингтоне, округ Колумбия, ученые из Вирджинии представили трёхмерную карту мышиного мозга, на которой показали местоположение и связи более 300 нейронов. Новый метод позволяет картировать мозг с большей скоростью и точностью, а также уйти от примитивных изображений нейронов, которые дают современные учебники.

В интернете появилась трёхмерная виртуальная модель мозга

Портал BrainFacts, просветительский проект фонда Кавли, Society for Neuroscience и фонда GATSBY запустил проект виртуального мозга в 3D. Этот проект представляет собой виртуальную структуру мозга, которую можно «разбирать» на составляющие, узнавать о функциональных особенностях каждого участка мозга, вращать для того, чтобы рассмотреть их со всех сторон. Проект также позволяет делать заметки на участках мозга и делать скриншоты.

Как распознать самоубийцу по томограмме?

Исследователи из университета Карнеги и университета Питтсбурга разработали подход для определения суицидальных наклонностей у людей на базе искусственного интеллекта. Добились они этого с помощью обучаемого машинного алгоритма, который оценивал изменения в работе мозга участников эксперимента при восприятии ими слов, принадлежащих к категориям, которые вызывают различный эмоциональный отклик. Результаты опубликованы в Nature Human Behavior. Трудности в оценке и предсказании суицидального риска и тот факт, что самоубийство – одна из наиболее частых причин смертей среди молодых людей подчеркивают практическую пользу предложенного метода.

FDA одобряет исследования о новом методе терапии паркинсонизма

Неврологи из университета Мэриленда получили одобрение от FDA на ультразвуковое лечение дискинезии при болезни Паркинсона у пациентов, которые не ответили на фармакологическую терапию.

ExAblate Neuro – программно-аппаратный комплекс, который способен нацеленно фокусировать пучок ультразвуковых волн на структуры мозга – на любую необходимую глубину. Это даёт возможность нехирургической (точнее, неинвазивной) абляции определённых участков мозга.

Зачем нейробиологам изучать экстази?

Исследователи из департамента психиатрии и поведенческих наук в Стэнфорде настаивают на пристальном исследовании механизма действия метилендиоксиметамфетамина (МДМА или экстази). Один из самых известных эффектов экстази – обострение чувств симпатии и близости. Исследователи уверены, что выяснение механизмов индукции эмпатии может обеспечить массу терапевтических возможностей для людей с нарушениями социального поведения. Убедительные аргументы опубликованы в Cell.

Как разные виды обучения изменяют активность мозга

Учёные из Массачусетского технологического института (MIT) обнаружили, что эксплицитное и имплицитное научение можно отличить по частотам волн активности мозга. Мета-анализ ряда исследований на эту тему опубликован в журнале Neuron.

В ходе ряда экспериментов с животными учёные из MIT заметили различия в реакции на результат действия в зависимости от типа задания. В заданиях на эксплицитное обучение животные показывали улучшение результата в последующих попытках – то есть лучшее обучение – и после негативного, и после позитивного фидбека. Это значит, что и ошибки, и правильные решения улучшали результат в будущем и сигнализировали о процессе обучения. Однако, в заданиях на имплицитное обучение животные учились только в результате позитивного обратной связи, но не на ошибках.

Нейронная сеть научилась считывать визуальные образы из мозга (видео)

Исследователи из Университета Пердью смогли создать своеобразную технологию «чтения мыслей». Они научили искусственный интеллект декодировать сигналы фМРТ во время того, пока люди смотрели какое-либо видео. Критически важную роль здесь сыграл тип алгоритма, называемый сверточной нейронной сетью, с помощью которого сейчас появилась возможность распознавать лица и объекты.

Нейростарости

Нейронауки в Science и Nature. Выпуск 69: атлас слов головного мозга (видео)

Сегодня в нашей рубрике — «нейростарость», работа, вышедшая в апреле прошлого года, однако не утратившая своей важности и актуальности.  Нейролингвисты из университета Калифорнии в Беркли опубликовали в журнале Nature удивительную статью. При помощи функциональной магнитно-резонансной томографии они составили «языковую карту мозга». Конечно, до чтения мыслей всё равно пока что очень и очень далеко, но тем не менее, как мозг реагирует на различные слова учёные уже знают. Фактически, это — семантическая карта, карта областей, куда мозг обращается за значениями слов.

Нейронауки в Science и Nature. Выпуск 70: что снилось динозаврам?

Это исследование 2016 года, ценность которого за это время не уменьшилась. Оказывается, что фаза «парадоксального» или быстрого сна (об истории открытии этого удивительного явления читайте в нашей отдельной статье) свойственна не только высшим животным, млекопитающим и птицам, но еще и ящерицам. Немецкие ученые опубликовали в журнале Science исследование, указывающее на исключительную древность циклической смены фаз сна и важность этих процессов для нервной системы.

Нейростарости: испытания «нейропыли»

Американские учёные и нейротехнологи успешно провели первые испытания придуманной ими ещё в 2013 году «нейропыли». Крошечные ультразвуковые датчики длиною в три миллиметра провели первые измерения в периферических нейронах и мышцах крыс.  Группа специалистов из Калифорнийского университета в Беркли предложила концепцию «нейропыли», состоящей из нескольких тысяч датчиков размером до 100 микрометров и «общающегося» с ними при помощи ультразвука  центрального устройства для снятия параметров центральной нервной системы и других органов ещё три года назад. Но только в прошлом году состоялись успешные испытания нейропыли в живых организмах.

Заяц-убийца в головном мозге

Редко когда научные публикации делаются без особой научной ценности — теоретической или практической. Тем не менее, в недавнем номере журнала World Neurosurgery два хирурга, Тарик Массуд и Александр Калнинш из Стэнфордского университета опубликовали просто клинический случай «очередной» глиобластомы. И нельзя ведь сказать, что публикация — бесполезна.

В статье, собственного текста которой — страничка, авторы публикуют глиобластому 46-летней пациентки, скончавшейся через три с половиной года после постановки диагноза. Увы, такая опухоль почти всегда смертельна. И публикация призвана подчеркнуть смертельность заболевания и привлечь внимание к разработке новых методов лечения.

Дело в том, что на МРТ опухоль очень напоминает по форме зайца, причем так, как его изображают в распространённых средневековых миниатюрах, где он часто выступает в роли убийцы рыцаря (вспомним фильм про Монти Пайтона и кролика-убийцу, сторожившего вход в пещеру Каербанног).

Изучение мозга мушек-дрозофил — важный элемент нашего понимания того, что такое мозг, как он эволюционировал и каким образом работает. Томографию дрозофилам научились делать достаточно давно, однако, для этого нужно зафиксировать насекомое на предметном столике. Но учёные всегда хотели увидеть в томографе мозг дрозофилы «на свободе», желательно — в свободном состоянии. Желательно — в процессе сложного поведения. Новая технология, разработанная в Университете Калифорнии в Сан-Диего, опубликована в Nature Methods в мае 2016 года.

Серотониновый рецептор в атомарном разрешении

Один из важнейших нейромедиаторов в нашем организме (впрочем, есть ли неважные?) – серотонин. Его часто называют гормоном счастья, хотя в случае приятных ощущений он как раз не гормон, а проводник сигнала из нейрона в нейрон (подробнее об этой нейромолекуле — в нашей специальной статье). Тем не менее, сам по себе серотонин, как и любой другой нейромедиатор, ничего не делает. Он всегда работает в комплексе с рецептором — одним или несколькими сложными белками. Группа исследователей из Высшей политехнической школы в Лозанне(EPFL) опубликовала в журнале Structure молекулярную динамику серотонинового рецептора 5-HT3. Фактически, им удалось создать описание того, как работает этот рецептор с атомным разрешением.

Оптимистичные нейроны

Оказывается, в миндалевидном теле нашего мозга существуют независимые группы клеток, которые помогают связывать сенсорную информацию с положительными или негативными воспоминаниями.

Способность связывать внешние возбудители с эмоциями необходима для выживания, именно поэтому нейронные паттерны схожи у всех млекопитающих. Миндалевидное тело — участник в этом процессе главный, и сбои в его работе приводят к эмоциональным расстройствам.

Сенсорная информация, которая поступает в базолатеральную группу ядер миндалевидного тела (BLA), не остается там, а разделяется на три части. Какая-то часть информации по нейронам передаётся в центрально-медиальные области миндалины (CeA), вторая часть соединяется с прилежащим ядром (NAc), а третья — с вентральной частью гиппокампа (vHPC). Разделение происходит по характеру информации: нейроны, ведущие в прилежащее ядро, отвечают за позитивную окраску стимула, в центрально-медиальную часть миндалины — за негативную, а объединяющиеся с гиппокампом влияют на тревожность.

Копрофагия – признак дегенерации мозга

Копрофагия (поедание собственных фекалий) достаточно часто встречается у животных, но крайне редко у людей. Удивительно, но это поведение достаточно хорошо описано психиатрами, но почти не изучено неврологами. Ученые из клиники Майо решили восполнить этот пробел. Результат изучения дюжины пациентов с копрофагией в прошлом году опубликован в Journal of Neurology.

В исследовании поведенческого невролога доктора Кейта Джозефса (Keith Josephs) были собраны данные по 12 пациентам с копрофагией, обследованных в клинике Майо с 1995 по 2015 год.  Разброс пациентов по возрасту наступления копрофагии оказался огромным  — от 20 до 88 лет (средний возраст 55 лет, без половых особенностей). Половина из них оказалась еще и пациентами с деменцией.

Статьи

Новое о рабочей памяти человека

Оказывается, рабочая память подлежит нашему контролю не полностью. Информация о положении объекта сохраняется даже тогда, когда это не входит в прямые задачи мозга.

Рабочая память – своеобразный «кэш» наших действий. Она позволяет удерживать в сознании те события и действия, которые важны здесь и сейчас. Раньше считалось, что она полностью подлежит нашему сознательному контролю, однако, из любого правила есть исключения. Оказалось, что положение рабочего объекта фиксируется без нашего участия – так показывают функциональные поведенческие тесты, проведённые учёными из департамента физиологии и института сознания и биологии в Чикаго. Их результаты изложены в Nature Reviews Neuroscience.

Как улучшить мозг? Выпуск 34: стимуляция мозга – уравнение с нулевой суммой?

За последние десятилетия стала все более реальной мысль, что можно улучшить когнитивные способности благодаря неинвазивной стимуляции мозга. А недавно учёные предположили, что это работает так же, как уравнение с нулевой суммой. То есть ресурсы просто перераспределяются: улучшение в одном месте произойдёт из-за уменьшения затрат в другом. Этот вопрос подробно рассмотрел Брюс Любер в статье, опубликованной в  Frontiers in Systems Neuroscience.

Как улучшить мозг? Выпуск 33: «пряник» нужен, но только по существу

Зависит ли качество выполнения задания от последующего вознаграждения, и какие задания при этом выполняются лучше – вопрос, в поиске ответа на который помогли обезьяны. Учёные из США, проводившие исследование, выяснили, что дофаминергическая система может представлять собой значительный активатор работы неостриатума, о чём сообщает Frontiers in Systems Neuroscience.

Как улучшить мозг. Выпуск 32: заставят ли нас «прокачивать нейроны»?

Конечно, мы хотим быть «сильнее, быстрее и выше». А что, если все эти улучшения мозга повлияют на наши права и обязанности? Могут ли они привести к тому, что людям с высокой ответственностью – например, летчикам или хирургам – нужно будет в обязательном порядке использовать методы повышения работоспособности? Именно этому вопросу посвящена статья Филлипо Сантони де Сио, Надиры Фаулмюллер и Николь Винсент, опубликованная в  Frontiers in Systems Neuroscience.

Психоделики и ментальное здоровье

Бытует мнение о том, что психоделические вещества – сплошь наркотики, приводящие к нарушениям физического и психического здоровья. Однако, накопленные данные свидетельствуют об обратном – некоторые психоделики способны облегчить симптомы различных заболеваний и продемонстрировать терапевтическую ценность в лечении зависимостей (разумеется, под контролем специалистов). Тем более, что среди учёных и медиков, в первую очередь психиатров, эта тема становится всё более актуальной. Neuronovosti.ru решили поделиться переводом статьи, в которой говорится о современной ситуации в этой нелёгкой во всех отношениях сфере науки.

Что происходит с мозгом астронавта?

Космическая индустрия вовсю развивается и диктует необходимость изучать воздействия окружающей среды на организм космонавтов. Делают это в модельных экспериментах, благо микрогравитацию имитировать учёные уже научились. Больше всего нас интересует, конечно же, мозг. Например, в работе немецких учёных, опубликованной в PLoS One, выяснены морфологические и физиологические изменения в зрелых нейронах и нейронных сетях под действием симулированной микрогравитации различной продолжительности.

Адаптация к гипогравитации или симуляторы космоса в клинике

На сегодняшний день в нашем распоряжении находится множество знаний о механизмах адаптации к действию гравитационного поля Земли – от физиологических до биомеханических. А вот об адаптационных изменениях к гипогравитации нам известно гораздо меньше. Не так давно мы писали про то, как мозг ведёт себя в космосе. А вот о том, как в целом заполнить пропасть, разделяющую нас от прогулок по Луне и о том, какую пользу из этого может извлечь, в том числе, и современная неврология – в нашем материале. Обзор, посвящённый движению в условиях гипогравитации и входящий в исследовательский топик Gravitational Physiology, Aging and Medicine, опубликован в журнале Frontiers in Physiology.

День в истории. Когда мозг превращается в луковицу

10 ноября мы отмечали важную дату в истории нейронаук: 122 года назад родился крупнейший венгерский невролог Йожеф Бало, первооткрыватель концентрического склероза. Печальная до боли картинка: о самом выдающемся патологе (не говоря уже о неврологе) Венгрии, оставившим свою фамилию в медицинской эпонимике на английском языке написано исчезающе мало. Про русский мы молчим. Даже «статья» о нём в российском журнале «Клиническая патофизиология», написанная его учеником Белой Шенде, несмотря на пафосное название «Учитель» имеет в размере всего пять коротких абзацев: 500 слов и предлогов. Сокрушаются и европейские коллеги: «К сожалению, большинство деталей его биографии и научные публикации не переведены на английский или основные европейские языки».  Давайте же попробуем рассказать о Йожефе Бало и об открытом им заболевании хоть немного.

Универсальный солдат: что может ПЭТ в XXI веке?

На начало XXI века неврологам известно множество патологий головного мозга и его сосудов. Все они нуждаются в пристальном исследовании с привлечением методов визуализации, однако, каждый из них недостаточно хорош (по крайней мере поодиночке). Наиболее приемлемыми качественными характеристиками обладает позитронно-эмиссионная томография. О том, какие возможности она открывает, сообщает свежий номер Nature Reviews. А как работает ПЭТ, можно почитать в нашей специальной статьецикла «Нейронауки для всех».

Подготовил Алексей Паевский