Аудиомоторный интерфейс для тренировки когнитивных способностей.

Дата: 24 октября 2017, 16:01

Учёные из Массачусетской больницы для пациентов с нарушениями слуха и зрения в Бостоне  выявили повышение когнитивных функций при выполнении упражнений, направленных на улучшение слухового и сенсорного восприятия. По результатам нового исследования, благодаря длительному построению ассоциаций между слуховой информацией и осязательным ответом в качестве тренировки люди с полной или частичной потерей слуха смогли повысить внимание на 25 процентов. Подробности эксперимента опубликованы в журнале Current Biology.

 

Илл: Stockvault.net


Возможности сенсомоторных функций, например, мелкой моторики, слуха и зрения, изменяются с течением времени. Чтобы предотвратить потерю их эффективной работы существуют тренировки, основанные на задействовании различных видов восприятия. Например, игра на музыкальных инструментах позволяет получить после совершения моторных действий рукой звук, который улавливается сенсорными органами. В таком случае происходит синхронизация функций, то есть подкрепление одним анализатором другого и выстраивание ассоциативной связи между двумя каналами, что потенцирует улучшение работы каждого. Пока нет данных о влиянии таких методов на когнитивные функции – память, внимание, речь и другое.

В новом эксперименте учёные проверили эффективность тренировки для повышения понимания речи в среде с повышенной шумностью, например на улице или в кафе. С этой целью они придумали специальную игру, которая способна повысить слуховое восприятие участников. За основу исследователи взяли игру с перемещением многоугольников, и добавили к каждому передвижению или правильно поставленному фрагменту звуковое сопровождение. Получился так называемый аудиомоторный интерфейс. Все манипуляции игроки совершали на планшете, где перемещали детали пальцем или стилусом. После совершения всех действий участникам предложили построить ассоциативную взаимосвязь между положением фрагмента и звуком.

Всего в исследовании поучаствовали 25 человек в среднем около 70 лет с полной или частичной потерей слуха, которая присутствовала в анамнезе в течении семи лет. Курс тренировки длился восемь недель по 3,5 часа в неделю. Добровольцев разделили на две группы – опытную, которой был предложен описанная выше игра, и контрольную, где исследователи заменили тренировку восприятия на другую, которая не была связана с повышением когнитивных способностей. Здесь учёные применили упражнения для рабочей памяти со слуховыми стимулами, которые играли роль «плацебо».

По прошествии возьми недель тренировок учёные исследовали способность добровольцев распознавать речь в условиях повышенного шума. Выяснилось, что распознавание слов как в предложениях с эксплицитно (явно) или имплицитно (не очень явно) выраженной информацией, так и не привязанных к контексту, улучшилось. В сравнении между группами, участники опытной части показали результат примерно в 25 процентов выше, чем добровольцы из контрольной группы. Первым удалось опознать больше слов, чем участникам с тренировкой «плацебо».

В процессе проведённой работы исследователи не выявили улучшений в слухе участников. Из этого они сделали вывод, что подобными методами нельзя повлиять на восстановление поражений анализатора, но зато можно восстановить внимание, связанное со слуховыми стимулами. Исследователи считают, что скоро тренировки восприятия можно будет применять в экспериментах по развитию когнитивных и пластичных способностей мозга.


Текст: Екатерина Заикина

Audiomotor Perceptual Training Enhances Speech Intelligibility in Background Noise.

By Jonathon P. Whitton , Kenneth E. Hancock, Jeffrey M. Shannon, Daniel B. Polley
DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.cub.2017.09.014

Читайте материалы нашего сайта в FacebookВКонтакте и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.

 

Powered by WPeMatico

Яндекс.Метрика