Нейроновости: неделя 28 августа – 3 сентября 2017 года. Воскресный обзор

Дата: 03 сентября 2017, 20:55

Количество новостей в нейронауках растет и трудно уследить за всеми. Мы решили специально для наших читателей делать обзор новостей нейронаук за истекшую неделю.

Танцы способны остановить нарушения памяти

Проблема борьбы с деменцией – одна из важнейших тем в неврологии. Немецкие учёные нашли способ контролировать процесс старения мозга у пожилых людей. Они выяснили, что занятия танцами в возрасте около 70 лет способны увеличить продуктивность работы серого вещества, а именно гиппокампа.

Новый метод позволит «увидеть» болезнь Альцгеймера

Болезнь Альцгеймера имеет несколько характерных симптомов, которые выражаются в основном поведенчески. Но вот то, что происходит при этом в мозге, может узнать только патологоанатом после смерти пациента. Исследователи же из Университета Лунда в Швеции смогли создать такой метод, который будет показывать изменения в мозге, связанные с этими симптомами, в режиме реального времени.

Недостаток быстрого сна ночью может привести к деменции

Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Neurology, у людей, фаза быстрого сна (REM) которых каждую ночь короче обычного, выявляется больший риск развития деменции. К слову, REM-сон – это та стадия, когда человек обычно видит сновидения.

Глюкоза в крови на верхней границе нормы ускоряет атрофию мозга

Исследование, опубликованное  в Diabetes & Metabolism, показало, что уровень глюкозы крови даже в нормальном диапазоне может оказать значительное влияние на объём атрофии мозга при старении. Оказалось, что действительно любые уровни глюкозы у больных с сахарным диабетом в большей или меньшей степени влияют на объёмы как общей ткани головного мозга, так и отдельно белого и серого вещества, вызвав их деградацию больше нормы по сравнению со здоровыми людьми.

Вылечить болезнь Паркинсона у макак

Болезнь Паркинсона занимает твёрдое второе место среди нейродегенеративных заболеваний. В последнее время всё больше групп работает над методами трансплантации в мозг собственных нейронов человека – вместо погибших. Их получают перепрограммированием клеток кожи в индуцированные стволовые плюрипотентные клетки, а затем последние превращают в нейроны. В новом выпуске Nature авторы в короткой статье в разделе Letters впервые представили результаты долгосрочных испытаний такого метода на приматах.

Связь между болезнью Паркинсона и пищеварительным трактом

В исследовании, базирующемся на крупном эпидемиологическом реестре Орхусского университета и Орхусской университетской клиники в Дании, выявлено, что болезнь Паркинсона начинается в желудочно-кишечном тракте. Оно на данный момент представляет собой самую крупную работу в этой области и опубликовано в журнале Annals of Neurology. Согласно новому исследованию, проведённому датскими специалистами, заболевание может начинаться в желудочно-кишечном тракте и распространяться через блуждающий нерв в мозг.

Что общего у проказы и рассеянного склероза?

Кембриджские ученые создали новую биологическую модель для изучения проказы, и с ее помощью смогли понять, как микобактерии поражают нервные клетки. Оказалось, что у болезни есть много общего с рассеянным склерозом. Новое исследование показывает, что не микобактерии разрушают миелиновую оболочку. Это делает собственная иммунная система организма, а точнее – макрофаги, перепрограммированные вирусом.

Вирусный энцефалит «захватывает» транспортные пути в нейронах

Новое исследование японских вирусологов показало, как внутри клетки работает вирус клещевого энцефалита. В предыдущих исследованиях авторы из Университета Хоккайдо в экспериментах на мышах показали, что вирусная геномная РНК передается из тела нейрона в дендриты.

В новом исследовании авторы показали, что вирус «захватывает» систему нейрональных гранул, которые в норме служат для транспорта нейрональной РНК в дендриты.

Аутизм и маскулинность черт лица

О вкладе генетических факторов в развитие аутизма (а точнее, расстройств аутистического спектра, РАС или ASD) известно давно. Однако в последнее время все больше и больше данных свидетельствуют: значительный вклад в заболевание вносит и гормональный фон. Учёные из Университета Западной Австралии предположили наличие связи между сформированными этим фоном чертами лица мальчиков и девочек и аутизмом. По маскулинности черт лица новый алгоритм диагностирует расстройство.

Лимфому головного мозга вылечили, «отредактировав» Т-лимфоциты

Коллектив врачей и исследователей из Массачусетской больницы общего профиля в Бостоне (Massachussets General Hospital) добился успехов в лечении диффузной В-крупноклеточной лимфомы с метастазами в головной мозг. Такого результата достигли при помощи иммунотерапии нового поколения – CAR T-клеточной терапии. Через день этот метод был одобрен FDA для терапии лимфобластного лейкоза.

Ушной звон не даёт мозгу ни расслабиться, ни сосредоточиться

Исследователи определили, что шум в ушах активизирует ответственную за внимание нейронную сеть, из-за чего подавляется активность другой сети, которая обеспечивает пассивный «режим» работы мозга (DMN), то есть отдых. Учёные из университета штата Иллинойс (Illinois State University) провели исследование, которое хоть и не дало полного понимания болезни, но помогло определить зоны мозга, ответственные за ушной звон, что, в перспективе, может помочь предупредить, а может, и вылечить болезнь.

Интерфейс «мозг-компьютер» помог справиться с последствиями инсульта

Учёные из Австралии улучшили методику терапии последствий инсульта при помощи интерфейса «мозг-компьютер». Они протестировали нейрокомпьютерный интерфейс и после девяти недель наблюдали улучшения потерянных функций у пациентов на 36 процентов.

Суперкомпьютер для обучения нейронных сетей появился в МФТИ

В Лаборатории нейронных систем и глубокого обучения появился первый в мире суперкомпьютер, спроектированный специально для обучения искусственных нейронных сетей. В основе суперкомпьютера DGX-1 от NVIDIA лежит новое поколение графических процессоров, которые обеспечивают скорость обработки данных в задачах искусственного интеллекта, сравнимую с 250 серверами x86 архитектуры.