Что убивает нейроны при боковом амиотрофическом склерозе?

Дата: 27 августа 2017, 13:30

Американские неврологи и молекулярные биологи из Детской исследовательской больницы Св. Иуды и клиники Майо опубликовали в журнале Neuron статью, в которой раскрыт механизм гибели нейронов при двух заболеваниях: печально известном боковом амиотрофическом склерозе (БАС) и связанной с ним лобно-височной деменции (ЛВД).

Илл: Neuroscience News

Авторы работы изучали генетику семьи, члены которой страдали и БАС, и ЛВД. У этих людей удалось обнаружить мутацию в гене белка TIA1. Этот белок вовлечён в процесс так называемого фазового разделения в клетках. С его помощью белки в клетке собираются в безмембранные органеллы. Мутация в белке TIA1 меняет свойства главного «инструмента» этого белка, своеобразного реакционного «хвоста», при помощи которого молекула соединяется с себе подобными. В результате белки образуют неправильные скопления и эти токсичные агрегаты приводят к гибели моторных нейронов.

Как говорит возглавляющий работу доктор Пол Тейлор, аномальное фазовое разделение также может лежать в основе болезни Альцгеймера.

Дальнейшие исследования показали правоту ученых. Когда авторы работы провели гистологическое изучение ткани мозга умерших от БАС, то в нейронах обнаружилось избыточное накопление TIA1-содержащих органелл – стресс-гранул.

Такие гранулы образуются тогда, когда клетка испытывает сильное термическое, химическое воздействия или стареет. Эти гранулы, кроме того, содержали и еще один тип «кирпичей» для органелл, белок TDP-43. Тоже с аномалией в структуре. Авторы показали, что мутация  в гене белка TIA1 заставляет  его становиться более «липким», задерживая нормальную разборку стресс-гранул с захватом TDP-43.

Текст: Алексей Паевский