ЭСДН — когда нужен закон

Дата: 08 июня 2017, 14:07

электронные сигареты, ЭСДН, никотин, курение

Россия постепенно отказывется от табакокурения: антитабачные меры заметно сократили количество курящих в России. Введение в 2013 году полного запрета на рекламу табака и курительных принадлежностей, федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», повышение акцизных ставок на табачные изделия — эти и многие другие меры привели к тому, что, например, доля курящих среди мужчин за 5 лет сократилась на треть.

Ограничения и социальная ответственность заставили табачные компании заняться разработкой “безопасных сигарет”. Результатом такого сотрудничества стали электронные системы доставки никотина, которые были позиционированы как «продукты нового поколения». По мнению специалистов, рынок электронных сигарет в России на сегодняшний день находится в зачаточном состоянии, хотя, по оценкам British American Tobacco, его объем в нашей стране составляет 14 млрд рублей. Этот сегмент табачного рынка до сих пор остается абсолютно бесконтрольным. Если рынок табака регламентирован законодательными актами, то никаких законов, регулирующих продажу электронных средств доставки никотина, до сих пор не принято. Более того, до сих пор ни у организаторов здравоохранения, ни у экспертов-экономистов, ни у научного сообщества нет единого мнения, какие методы смогут эффективно контролировать этот сегмент рыка.

По словам директора департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава России Олега Салагая, необходимо принять законодательные акты, которыми будет регулироваться продажа и использование электронных сигарет. В частности, все альтернативные методы доставки никотина должны быть приравнены к обычным сигаретам. В то же время некоторые представители научного сообщества считают, что такой подход не согласуется с научными данными, то есть простой перенос регуляторных механизмов, применяемых к табачным изделиям, на электронные сигареты не правомерен. Заведующий отделом эпидемиологии и профилактики онкоцентра им. Блохина Давид Заридзе отметил, что использование электронных сигарет способствует снижению интенсивности курения и отказу от него. «Необходимо проведение в нашей стране эпидемиологических исследований и изучение долгосрочного эффекта электронных сигарет на популяционном уровне», — уточнил он.

Заместитель директора Института молекулярной биологии им. Эммануэля доктор химических наук Алексей Трофимов также считает, что альтернативные табачные продукты с пониженным риском требуют отдельного законодательного регулирования. Причем необходимо не просто законодательно либерализовать продажу электронных сигарет, но и поощрять население к переходу с потребления табака на альтернативные способы курения.

Отметим, что в разных странах мира отношение к электронным способам доставки никотина крайне неоднозначно. Например, в Канаде начиная с этого года электронные сигареты классифицируются как потребительский продукт. Директива Европейского союза табачной продукции разделила электронные сигареты и табачные изделия на разные категории товаров. В США регулирование рынка электронных сигарет осуществляется Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, то есть альтернативные способы доставки никотина законодательно приравнены к продуктам питания и лекарствам. В свою очередь правительство Новой Зеландии также выразило намерение прировнять ЭСДН к категории «потребительские товары».

Тем не менее в некоторых странах, например в Бразилии, электронные сигареты находятся под категорическим запретом, также строго запрещены они и в Саудовской Аравии. Впрочем, в этой стране разрешен другой альтернативный способ доставки табака — нагревательная табачная продукция, кальяны, но их рынок регулируется так же, как и рынок обычных сигарет. Таким образом, международное сообщество не пришло к единому мнению об электронных сигаретах, поэтому каждая страна имеет свои способы регулирования этой продукции, в связи с чем Всемирная организация здравоохранения призывает к введению единых стандартов, продолжению наблюдений и научных исследований.

В настоящее время в Российской Федерации нет никакого специализированного законодательства, в связи с чем электронные сигареты регулируются как потребительские товары. Это значит, что в нашей стране не существует ограничений на употребление электронных сигарет в общественных местах, отсутствует запрет на рекламные акции и спонсорство, что категорически запрещено для табачных компаний. Кроме того, полностью отсутствуют специальные требования для упаковки и условий продажи, в частности, если табачные изделия не должны лежать открыто, то электронные сигареты могут быть выставлены на витрине без всяких ограничений.

Разумеется, отсутствие законодательных актов несет за собой определенные риски: некоторые табачные компании прибегают к эффективным способам продвижения своей продукции, которая не попадает под действие федерального закона об ограничении воздействия табачного дыма. Привлекая блогеров, лидеров мнений, звезд шоу-бизнеса. По мнению представителей Минздрава России, формирование мнения о безопасности электронных сигарет оправдывает курение в целом. В частности, как заявил Олег Салагай, бесконтрольное потребление электронных сигарет может ресоциализировать потребление табачных изделий. В связи с этим в ближайшее время Министерство представит новую антитабачную концепцию, где должно быть уделено внимание и ЭСДН.

The post ЭСДН — когда нужен закон appeared first on РИА АМИ.

Powered by WPeMatico

Яндекс.Метрика