Нейроперсоналии: Жан Александр Барре

Дата: 25 мая 2017, 11:37

Очень многие люди стремятся обессмертить свое имя. Ученому это сделать относительно просто: физик может открыть закон, который назовут его именем, химик – новую реакцию. У медиков вариантов больше: можно придумать новый медицинский инструмент, придумать операцию, открыть новое анатомическое образование. А можно описать новую болезнь, которую назовут его именем. Наш герой отличился дважды. Итак, встречайте –  сегодня мы вспоминаем Жана Александра Барре, родившегося ровно 137 лет назад и болезни его имени.


barre

 


 

 

Жан Барре родился 25 мая 1880 года в Нанте. Свои первые шаги в медицине он сделал в родном городе, окончив медицинский факультет местного университета. Но вот интернатуру он проходил уже в Париже, где учился неврологии у выдающегося невролога Жозефа Бабицкого, яркой звезды в созвездии учеников Жана Мартена Шарко (Бабицкий тоже оставил свой след в неврологической эпонимике – в его честь названы пять синдромов, рефлекс, тест и неврологическое правило. О десяти великих учениках Шарко — и о Бабицком в том числе — читайте в нашем специальном материале).


 

Jozef_Babinski
Жозеф Бабицкий
Wikimedia Commons

Учиться медицине, как сейчас, так и тогда нужно было долго. Свою докторскую диссертацию Барре защитил только в 1912 году. Она продолжала одну из незавершенных работ Шарко и была посвящена сравнительно частому в те годы заболеванию – спинной сухотке (tabes dorsalis), поздней форме нейросифилиса, при которой поражается спинной мозг.


 25d96b62909a3f84ea4fe0c7b246dc1340dadfd5
Поражение спинного мозга нейросифилисом
Wikimedia Commons

 

Но, конечно же, для большинства людей, хоть немного знакомых с медициной или просто смотревших сериал «Доктор Хаус», Жан Александр Барре ассоциируется в первую очередь с заболеванием, столетие которого отмечалось неврологами в прошлом году. Речь идет о синдроме Гийена-Барре, в описании которого сравнительно молодой доктор медицины принял самое деятельное участие.

Как результат — парезы (ослабление мышечной силы), нарушения чувствительности, проблемы с дыханием. Достаточно часто плачевным итогом оказывается смерть в результате остановки дыхания или сердца.

Несмотря на то, что мы в прошлом году отметили «столетие» заболевания, второе его название — «восходящий паралич Ландри» — говорит, что все не так уж просто с его историей.

Французский медик и ученый Жан Батист Октавий Ландри де Трезилля прожил всего 39 лет, но успел в 1859 году описать десять случаев «восходящего паралича». И только более 50 лет спустя заболевание вновь «переоткрыли». В 1916 году вышла статья трех авторов: друга Барре Жоржа Гийена, коллаборация с которым началась с началом Первой мировой войны и еще одного французского невролога, Андре Штроля (G. Guillain, J. A. Barré, A. Strohl: Le réflexe médico-plantaire: Étude de ses caracteres graphiques et de son temps perdu. Bulletins et mémoires de la Société des Médecins des Hôpitaux de Paris, 1916, 40: 1459-1462).


2f09c834795f22dd5faf50b94d209ae272625a0c
Жорж Гийен
Wikimedia Commons

Именно в ней описывались новые клинические случаи – и формулировались строгие диагностические критерии. И, в общем, иногда болезнь называется синдром Гийена-Барре-Штроля. Но не часто: в 1927 году вышла большая обзорно-историческая статья, в которой болезнь зовут именно так, как принято сейчас, а вклад Штроля пересматривается. Интересно, что все три автора работы были согласны с такой оценкой.

Во-первых, именно Барре придумал тест, который может достаточно легко показать поражение так называемого пирамидного пути – системы нервных структур, которая поддерживает тонкую координацию движений. По методу Барре, пациент должен вытянуть руки вперед ладонями вверх, и попросить его закрыть глаза. Если после нажима на ладони или самопроизвольно одна рука опускается вниз, это означает, что пирамидный путь поврежден. Теперь эта диагностическая процедура называется тестом Барре.

Всего же Жан Барре стал автором более 800 работ по неврологии, главной из которых считается его совместный с Гийеном фундаментальный труд, который суммировал их военный опыт: «Работы по военной неврологии». Эта монография, вышедшая в 1920 году выдержала три издания.

Текст: Алексей Паевский

Powered by WPeMatico

Яндекс.Метрика