Аутизм: когда нейроны с астроцитами «ссорятся»

Дата: 31 октября 2017, 13:33

Группа Эллисона Муотри, профессора Калифорнийского университета Сан-Диего опубликовала в журнале Biological Psychiatry убедительные свидетельства того, что расстройства аутистического спектра (ASD) могут возникать из-за неразберихи, которая возникает во взаимодействии астроцитов с нейронами.

Илл: Alysson Renato Muotri

Для своего исследования авторы взяли индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (iPSC), полученные от трёх пациентов с достоверно диагностированным аутизмом и получили из них совместные культуры астроцитов и кортикальных нейронов, а затем изучили их свойства.

Авторы установили, что в полученных культурах с нейронами творилось неладное. Во-первых, заметно снижена экспрессия синаптических генов и синтез соответствующих белков, во-вторых, снижено выделение нейромедиатора глутамата и, как следствие, снижение уровня импульсной активности нейронов.

А дальше началось самое интересное. Если нейроны, полученные от аутистов, выращивали с астроцитами здоровых людей, то они восстанавливали морфологический фенотип нейронов и устраняли дефекты синаптогенеза, а если ситуация была обратной, ASD-производные астроциты мешали правильному развитию нейронов.

Структура интерлейкина 6

Более того, судя по всему, дело в секреции астроцитами интерлейкина-6 (IL-6), одного из важнейших маркеров воспаления. По крайней мере, авторы смогли улучшить синаптогенез в патологических культурах, блокируя активность интерлейкина.

Так что очень даже может быть, что ключ к разгадке и лечению аутизма кроется именно в астроцитах.

Текст: Алексей Паевский