Арахнофобия в эволюции: младенцы боятся змей и пауков

Дата: 28 октября 2017, 11:35

Коллектив немецких, австрийских и швецких учёных выяснил, что у младенцев возникает стрессовая реакция, когда они видят змей и пауков, даже если никогда не встречались с ними раньше. Исследователи высказали в журнале Frontiers in Psychology предположение, что боязнь змей и пауков имеет эволюционное происхождение.

Когда дети видели змею или паука вместо цветка или рыбы того же размера и цвета, их зрачки значительно увеличились (красная или зелёная кривая). Это свидетельствует, что они испытывают стресс при взгляде на этих животных. Источник: Stefanie Hoehl


Большинство людей в развитых странах никогда не сталкивались с ядовитым пауком или змеёй в дикой природе. Тем не менее, очень многие боятся их или испытывают к ним иррациональное отвращение. У многих людей – от  1 до 5 процентов населения – это переходит в фобию, влияющую на повседневную жизнь: человек боится входить в помещение, пока кто-то не проверит, что территория свободна от пауков, или не может выехать на природу, не боясь встречи со змеёй.

До сих пор неясна причина этого. Некоторые учёные полагают, что это выученный социальным путём страх, другие – что он врождён. Недостаток большинства предыдущих исследований по этой теме в том, что они проводились на взрослых или детях старшего возраста. Это затрудняло определение того, какое поведение было наученным, а какое – врождённым. Такие исследования с детьми проверяли только то, замечают ли они пауков и змей быстрее, чем безвредных животных или предметы, но не измеряли прямую реакцию физиологического страха.

Учёные Института когнитивных наук и наук о мозге Общества Макса Планка (MPI CBS) в Лейпциге и Упсальского университета в Швеции сделали важное открытие. Даже у шестимесячных младенцев возникает реакция стресса, когда они видят паука или змею, несмотря на то что в силу возраста они не могли получить знания о реакциях на этих животных от социума или столкнуться с ними самостоятельно.

 «Когда мы показывали младенцам снимки змеи или паука вместо цветка или рыбы того же размера и цвета, они реагировали значительно большим расширением зрачков», – говорит Стефани Хёль (Stefanie Hoehl), ведущий автор основного исследования и нейробиолог, сотрудник MPI CBS и Венского университета.

Она считает, что в условиях постоянного освещения это изменение размера зрачков – важный сигнал для активации норадренергической системы в головном мозге, которая отвечает за стрессовые реакции. Соответственно, даже самые маленькие дети испытывают стресс при встрече с этими группами животных.

«Мы заключили, что страх перед змеями и пауками имеет эволюционное происхождение», –  продолжает Хёль. «Как и у приматов, механизмы в нашем мозге позволяют нам идентифицировать объекты как «пауки» или «змеи» и реагировать на них очень быстро. Эта явно унаследованная реакция стресса, которая, в свою очередь, способствует тому, что мы учимся воспринимать этих животных как опасных или отвратительных. Сопровождаясь дополнительными факторами, в дальнейшем это может превратиться в настоящий страх или даже фобию. Сильное паническое отвращение, проявленное родителями или генетическая предрасположенность к гиперактивности миндалевидного тела, которое играет важную роль при оценке опасности, может способствовать тому, что повышенное внимание к этим существам становится тревожным расстройством».

Для сравнения: из других исследований известно, что младенцы не ассоциируют со страхом изображения носорогов, медведей или других теоретически опасных животных. Авторы предполагают, что причина этой конкретной реакции при виде пауков и змей связана с тем, что мы и наши предки сосуществуем с этими потенциально опасными животными более 40-60 миллионов лет и, следовательно, намного дольше, чем с современными опасными млекопитающими. Реакция, вызванная группами животных, которых боятся врождённо, могла закрепляться в мозге в течение эволюционно долгого времени.

Для современных опасностей, таких как ножи, шприцы или розетки, по-видимому, верно то же самое. С эволюционной точки зрения они существуют очень короткое время, недостаточное, чтобы в мозге появились врожденные механизмы реакции.

«Родители знают, насколько сложно донести своим детям повседневные правила безопасности, например, убедить их не совать пальцы в розетку», –  добавляет Хёль с улыбкой.


Текст: Полина Гершберг

Itsy Bitsy Spider…: Infants React with Increased Arousal to Spiders and Snakes by Stefanie Hoehl, Kahl Hellmer, Maria Johansson and Gustaf Gredebäck in Frontiers in Psychology. Published online October 2017

doi:10.3389/fpsyg.2017.01710

 

Читайте материалы нашего сайта в FacebookВКонтакте и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.

Powered by WPeMatico

Яндекс.Метрика