Нейронауки в Science и Nature. Выпуск 68: как цена оказывает влияние на эффект ноцебо

Дата: 17 октября 2017, 14:18

Исследование, опубликованное в Science, показало, что люди испытывают более сильные побочные эффекты от дорогих препаратов в сравнении с дешевыми, в случае, когда эти лекарства на самом деле не имеют активных компонентов. Кроме того, группа учёных с помощью фМРТ идентифицировала возможный механизм, который может генерировать так называемый эффект ноцебо.

Изображение из статьи “Interactions between brain and spinal cord mediate value effects in nocebo hyperalgesia” by A. Tinnermann, S. Geuter, C. Sprenger, J. Finsterbusch, C. Büchel in Science. Дизайн более дешевой (оранжевая) и более дорогой (синяя) поддельных упаковок противозудного крема.


Эффекты плацебо и ноцебо – соответственно положительные и негативные эффекты, которые испытывает участник исследования, принимая на самом деле полностью инертные препараты. Так, человек может принимать сахарные конфетки, которые считает лекарством, и при этом испытывать облегчение состояния (например, улучшение настроения при депрессии – это плацебо), либо наоборот, его ухудшение (например, головные боли как побочный эффект – это ноцебо).

В первую очередь, эти эффекты связывают с верами и ожиданиями испытуемого. В нейронауке еще не до конца установлено, на самом ли деле плацебо и ноцебо ведут к изменениям в теле и симптомах, или только к изменениям субъективных переживаний уже имеющихся симптомов. Правда, становится известно всё больше фактов, указывающих на то, что иногда плацебо и ноцебо действительно ведут к изменениям в теле – это называется нисходящей регуляцией (top-down), то есть от высших когнитивных функций (вер и ожиданий) к чувствам, органам.

К примеру, не так давно на русский язык была переведена книга доктора медицины Лиссы Рэнкин под названием «Победа разума над медициной. Революционная методика оздоровления без лекарств», где автор обозревает известные случаи эффектов ноцебо и плацебо, которые могли бы подтверждать то, что высшие когнитивные функции влияют на процессы всего тела, на здоровье.

Новый эксперимент, описанный в статье из Science примечателен по двум причинам. Первое нововведение — исследователи манипулировали верой в эффект препарата при помощи цены. Испытуемым представили противозудный крем, который на самом деле не имел активных компонентов. Одной из групп сказали к тому же, что этот крем дорогой, другой группе – что он дешевый. Более того, исследователи даже разработали упаковки с разным дизайном, соответствующие различным ценовым категориям: оранжевая коробка соответствовала более дешевому, синяя – более дорогому.

Обеим группам было объявлено, что побочным действием крема является повышение чувствительности. На предплечье участника эксперимента предварительно был нанесен крем. Затем обе группы тестировали с помощью теплового шока разной силы, применявшегося к области предплечья. Замеры производились несколько раз в течение двух дней.

В результате получилось, что значимо более высокий уровень боли заявляли участники, которые пользовались дорогим кремом. К тому же, со временем эффект у группы, пользовавшейся дорогим кремом, усиливался. Предположительное объяснение: испытуемые ожидали больший эффект, потому что считается, что более дорогой крем будет содержать более сильные, активно действующие компоненты.

Второе нововведение статьи – использование фМРТ с целью одновременного наблюдения всей центральной системы, ответственной за переживание боли. Она включает в себя кору головного мозга, мозговой ствол и спинной мозг.

Одновременное наблюдение активности этих отделов ЦНС с помощью фМРТ выявило ряд областей ЦНС, которые могут отвечать за различные функции в создании эффекта ноцебо. В частности, вне зависимости от ожиданий и «цены», были активированы зоны, которые обычно связывают с ощущением боли. В том числе, в спинном мозге.

Также были идентифицированы области ЦНС, связанные с нейронными репрезентациями эффекта плацебо, вне зависимости от «цены». Наибольшая активность наблюдалась на уровне сегмента C6 – чуть ниже и ближе к центру (медиально), чем кластер, который был ранее идентифицирован, как отвечающий за болевые ощущения.

Различия в эффекте ноцебо, связанные с ценой, коррелировали с активностью центрального серого вещества среднего мозга (PAG; periaqueductal gray). Похожие зависимости были найдены и в префронтальных зонах коры, и в миндалине. Эти же зоны были идентифицированы в других исследованиях, изучавших эффекты плацебо, что указывает на общую природу этих явлений.

Помимо прочего, было выявлено, что ростральная передняя поясная кора (rACC; rostral anterior cingulate cortex) связана с индивидуальными различиями в том, насколько сильным был эффект ноцебо, вне зависимости от цены. Чем менее активной была rACC, тем большее увеличение боли в сравнении с контрольным состоянием было заявлено испытуемыми.

Кроме того, было проверено, оказывает ли цена влияние на то, как взаимодействуют указанные выше зоны. По различиям в структуре активации в PAG было обнаружено два кластера, один из которых (вентральный) оказался связанным с rACC, а другой (латеральный) – со спинным мозгом.

Таким образом, это исследование показало, что ожидания, в частности цена, могут оказывать влияние на результаты клинических тестов. Это может быть важным для производителей препаратов. К тому же, авторы идентифицировали зоны, которые участвуют в модуляции эффекта плацебо. Активации rACC и PAG объясняли различия в эффекте плацебо между группами, которые пользовались кремами разной цены. Система из ростральной передней поясной коры, центрального серого вещества среднего мозга и спинного мозга может отвечать и за более общие процессы, например, за модуляцию связи высших когнитивных функций и системы боли.


Текст: Мария Азанова

Interactions between brain and spinal cord mediatevalue effects in nocebohyperalgesia

A. Tinnermann, S. Geuter, C. Sprenger, J. Finsterbusch, C. Büchel

 Science  06 Oct 2017:
Vol. 358, Issue 6359, pp. 105-108
DOI: 10.1126/science.aan1221

Читайте материалы нашего сайта в FacebookВКонтакте и канале в Telegram, а также следите за новыми картинками дня в Instagram.

Powered by WPeMatico

Яндекс.Метрика