Нейроновости: неделя 9-15 октября 2017 года. Еженедельный обзор

Дата: 16 октября 2017, 10:50

Продолжаем нашу традицию понедельничных обзоров нейроновостей за прошлую неделю. Сегодня вы узнаете о способе диагностики рассеянного склероза у детей, о новом сверхмощном томографе, о том, зачем женщинам оргазм и о новом устройстве для борьбы с эпилепсией.

Прозрачный мозг для изучения инсультов

Пришла пора рассказать подробности одной из прошлых картинок дня (там вы можете увидеть и видео). Исследования ишемии и постинсультного состояния всегда имеют ограничения. Компьютерная ангиография дает видеть только сравнительно крупные сосуды, а прямое исследование их доступно только post mortem на секциях мозга, а не на мозге целиком.

Исследователи из Университета Дуйсбурга-Эссена, Германия разработали очень удобную модель, на которой микрососудистую ишемию и постинсультное состояние можно будет моделировать и изучать на всем мозге в обыкновенный микроскоп, не разрезая его.

Для этого исследователям пришлось сделать мозг мыши… прозрачным. Сначала авторы закачивают в кровеносную систему животного флуоресцентный гидрогель низкой вязкости, а затем в живом животном смоделировали ишемию путем окклюзии центральной церебральной артерии.

Генномодифицированная сетчатка вернула зрение мышам

Исследователи нашли способ применить метод генной терапии в лечении слепоты. С помощью перепрограммирования клетки учёные повлияли на экспрессию специального белка и смогли вернуть способность видеть лабораторным мышам.

В подавляющем большинстве случаев причиной потери зрения является гибель большого количества фоторецепторных клеток сетчатки, которые преобразуют свет в электрические нервные сигналы. Нечувствительные к фотонам клетки сетчатки остаются целыми, что и заинтересовало ученых из Оксфордского университета.

Исследователи преобразовали эти нейроны с помощью метода генной инженерии – встроили при помощи аденовируса вектор с нужной последовательностью нуклеотидов в клетку и вызвали экспрессию чувствительного к свету белка — меланопсина. Все манипуляции учёные проводили на выживших нейронах сетчатки мышей. Животные потеряли зрение из-за пигментной дистрофии сетчатки, заболевания, характеризующегося образованием тёмных пигментных отложений на ретинальных нервных волокнах.

«Мини-мозги» подтверждают: психоделики могут быть полезны в лечении заболеваний нервной системы

Совместное исследование ученых из нескольких ведущих университетов Бразилии, опубликованное в Scientific Reports, показывает, что психоделики могут давать нейропротективный эффект. Соединение из семейства диметилтриптаминов, 5-MeO-DMT, производит изменения в сигнальных путях, связанных с  воспалением, патологическими и нейродегенеративными изменениями, а также нейропластичностью.

Недавние исследования продемонстрировали, что психоделические вещества, такие как ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), МДМА (метилендиоксиметамфетамин) и галлюциноген аяуаска, который содержит ДМТ (диметилтриптамин), обладают терапевтическим потенциалом с возможными противовоспалительными и антидепрессивными эффектами. Однако не были точно известны молекулярные пути, которыми психоделики воздействовали на мозг, и бразильские ученые восполнили этот пробел.

Как эмоции влияют на восприятие времени

Психологи из Университета Британской Колумбии (Канада) провели новый эксперимент, подтверждающий, что эмоциональные состояния и обстановка вокруг сильно влияют на то, как мы воспринимаем время. Его участникам казалось, что приятные изображения исчезают более плавно, чем картинки, вызывающие негативные эмоции, несмотря на то, что на самом деле скорость их смены оставалась одинаковой.

Всем нам известна идея, что время пролетает незаметно, когда мы заняты делом и воодушевлены. Напротив, время «тянется», если нам скучно. Канадские психологи предположили, что эмоционально заряженные стимулы – например, приятные и неприятные изображения – влияют на наши «внутренние часы», в том числе и на временное разрешение, а также скорость визуального восприятия.

Насекомое, у которого растворяются ядра нейронов

Сотрудник биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова изучил наружное и внутреннее строение одного из самых маленьких насекомых в мире — наездника-яйцееда Megaphragma. Результаты работы были опубликованы в журнале PLOS ONE. У насекомого оказалась очень необычная нервная система.

Наездник-яйцеед Megaphragma из семейства Trichogrammatidae — это паразитическое насекомое размером всего 200 микрометров. Ученый впервые исследовал его строение и провел анализ структурных особенностей, связанных с миниатюризацией.

Интересные изменения происходят в нервной системе. После формирования центральной нервной системы на куколочной стадии происходит массовое растворение тел и ядер нейронов, в результате которого у имаго — взрослых насекомых — большинство нейронов становятся безъядерными и представленными только отростками, а ядра остаются только в примерно 5% нейронов.

Оргазм стимулирует активность мозга у женщин

Оргазм повышает у женщин мозговую активность, установили учёные из Ратгерского университета в Нью-Джерси, США. Также они выяснили, за счёт чего оргазм притупляет у женщин чувство боли.

В 2005 году группа исследователей из Гронингенского университета в Нидерландах исследовала с помощью позитронно-эмиссионной томографии мозг 13 женщин, когда те отдыхали, симулировали оргазм или испытывали его на самом деле. Полученные данные свидетельствовали о том, что при оргазме у женщин падает активность во многих областях мозга, в том числе – в отвечающих за эмоции.

Исходя из этих предпосылок авторы работы развили целую теорию о том, что в момент оргазма женщина должна быть свободна от всяческих тревог: с эволюционной точки зрения важнее возможное зачатие, чем выживание особи в данный момент. И, может быть, со временем эта концепция даже стала бы общепринятой, но новые данные полностью опровергают её фундамент.

Как заподозрить рассеянный склероз у детей до симптомов?

В поле зрения исследователей из Йельского университета попало 38 детей из 16 городов шести стран. Всем этим маленьким пациентам делали МРТ – но не по поводу рассеянного склероза, а по поводу других проблем со здоровьем, в первую очередь – головных болей. Однако на томограммах неожиданно обнаружились признаки рассеянного склероза, ранее наблюдавшиеся только у взрослых. Такие признаки получили название «радиологически изолированный синдром» (radiologically isolated syndrome, RIS).

42 процента детей, у которых были обнаружены RIS, проявили первые симптомы рассеянного склероза в течение двух лет после МРТ с аномалиями.  При этом развитие заболевания оказалось более стремительно, чем у взрослых. Кроме этого, более высокий риск развития заболевания оказался у детей со специфическими маркерами в спинномозговой жидкости или у детей с изменениями еще и в спинном мозге.

Близость природы к жилью снижает хронический стресс

Шум, загрязнение и множество людей в ограниченном пространстве – город запросто может вызвать хронический стресс. По сравнению с пригородными обитателями у живущих в мегаполисах гораздо больше шансов приобрести какие-либо проблемы с психикой: например, депрессию, тревожное расстройство или даже шизофрению. Исследовательская группа из Института человеческого развития общества Макса Планка изучила, как природа по соседству с домом влияет на мозг человека.

Как правило, у городских жителей выше активность миндалевидного тела – области мозга, которая играет важную роль в стрессовой реакции и реакции на опасность. Какие факторы могут защитить человека в такой ситуации?

FDA одобрило устройство для лечения лекарственно-устойчивой эпилепсии у детей

Американское управление по надзору за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами одобрило к применению два компонента противоэпилептической системы VNS Therapy компании LivaNova. Теперь разрешено применять как саму имплантируемую систему стимуляции блуждающего нерва, так и программный комплекс настройки.

Разработка предназначена для лечения детской эпилепсии, которая устойчива к медикаментозному лечению. Система VNS Therapy состоит из двух самостоятельных частей. Первая – это имплантируемый на блуждающий нерв генератор SenTiva, вторая – соединяемый с ним программный комплекс VNS Therapy Programming System, который позволяет настраивать стимуляцию блуждающего нерва для максимально точной борьбы с эпилепсией в педиатрии.

7-тесловый магнитно-резонансный томограф выйдет в клиническую практику

На днях FDA одобрило первый 7-тесловый магнитно-резонансный томограф, в котором более чем удваивается статическая напряженность магнитного поля, доступная для клинического использования на сегодняшний день. Magnetom Terra от Siemens Healthiners стал пионером и пока единственной подобной системой, получившей «зеленый свет» для масштабного использования.

«С увеличением напряженности магнитного поля общее качество изображений МРТ значительно улучшается. Дополнительная напряженность поля позволит лучше визуализировать более мелкие структуры и тонкие патологии, которые улучшат диагностику», — отмечает Роберт Окс (Robert Ochs), директор отдела радиологии и здоровья в Center for Devices and Radiological Health FDA.

Откуда берутся галлюцинации при болезни Паркинсона

Обычно принято считать, что болезнь Паркинсона – это только моторные нарушения: тремор, застывание при ходьбе, соответствующая поза. Даже сам Джеймс Паркинсон в своем «Эссе о дрожательном параличе» указал, что заболевание протекает без поражения разума и чувств.

Люди, более наслышанные о болезни, знают, что при болезни Паркинсона очень распространена деменция. Однако этим психические проявления заболевания не ограничиваются. Как показывает клиническая практика, около половины всех пациентов испытывают галлюцинации, от самых лёгких форм («чувство прохождения» — когда больной ощущает, что кто-то прошел за его спиной или «ощущения присутствия» — когда он ощущает, что кто-то находится с ним в одном помещении) до полноценных тяжелых форм. Неврологи и радиологи из Свободного университета Амстердама (VU University Amsterdam), кажется, выяснили, откуда берутся при этом заболевании галлюцинации.

Астроциты «строят» новые синапсы с помощью своих белков

Исследователи Института Солка обнаружили, что астроциты (клетки глии) инициируют связь между парами нейронов на ранней стадии развития, вызывая определённые изменения в работе и той, и другой клетки. Опубликованная в Neuron статья позволит немного по-новому взглянуть на расстройства, возникающие в процессе развития мозга (аутизм, СДВГ и шизофрению), частичная причина которых, как считается, кроется в ошибочных связях между нейронами.

Подготовил Алексей Паевский