Нейронауки в Science и Nature. Выпуск 67: как рос мозг неандертальца

Дата: 26 сентября 2017, 13:56

Новое исследование, опубликованное в журнале Science, относится скорее к области палеоантропологии, однако важно и для нейронаук. Испанские и немецкие антропологи впервые обнаружили достаточно полные останки ребенка неандертальца. Частичного скелета с остатками черепа хватило, чтобы понять: мозг у нас и у неандертальцев развивался по-разному.

Найденные останки и череп. Илл. из обсуждаемой статьи

Находка была сделана в испанской пещере Эль Сидрон в Астурии. Это знаменитая пещера, которая известна и своей наскальной живописью, и тем, что именно останки, найденные в 1994 году в этой пещере, использовались для расшифровки неандертальской ДНК.

В новой статье внимание уделяется останкам, которые получили название El Sidrón J1, которые представляют собой неполный скелет из 138 отдельных образцов, включая 30 молочных и коренных зубов. Использование гистологии зубов позволило оценить возраст мальчика – между 7 и 8 годами (точная оценка – 7,7 лет). Исследователям удалось увидеть два кардинальных отличия развития неандертальца от развития современного человека.

Во-первых, у ребенка El Sidron J1 ещ1ё срослись ещё не все позвонки. У представителей вида Homo Sapiens аналогичный процесс завершается в 4–6 лет. А во-вторых, что самое интересное, изучение сохранившейся теменной части черепа позволило оценить объём головного мозга ребенка: 1330 кубических сантиметров, что составляет 85% от объёма мозга взрослого неандертальца.

Структура черепной коробки ребенка

В нашем, «человеческом» случае, в возрасте 7-8 лет этот показатель приближается к сотне (90 процентов к пяти годам, 95 – к семи). Это означает, что становление взрослого неандертальца проходило ещё дольше, чем в нашем случае.

Текст: Алексей Паевский