Нейронауки в Science и Nature. Выпуск 63: вылечить болезнь Паркинсона у макак

Дата: 01 сентября 2017, 11:04

Болезнь Паркинсона занимает твёрдое второе место среди нейродегенеративных заболеваний. Во время неё в чёрной субстании мозга гибнут дофаминергические нейроны. Пока что единственный более-менее эффективный метод – даже не лечения, а ослабления симптомов – это глубокая стимуляция мозга (DBS). Правда, как этот метод работает, неврологи до конца не понимают. Однако в последнее время всё больше групп работает над методами трансплантации в мозг собственных нейронов человека – вместо погибших. Их получают перепрограммированием клеток кожи в индуцированные стволовые плюрипотентные клетки, а затем последние превращают в нейроны. Однако всегда есть вероятность образования из таких клеток опухолей. Именно поэтому клинические испытания на людях пока не начинались.

Яванский макак

В новом выпуске Nature авторы в короткой статье в разделе Letters впервые представили результаты долгосрочных испытаний такого метода на приматах. Авторы из японского Университета Киото и шведского Университета Лунда получили 11 линий клеток-предшественников дофаминергических нейронов, перепрограммировав клетки от здоровых людей (восемь человек) и пациентов с болезнью Паркинсона (три), а затем имплантировали их в мозг 11 яванских макак (макак-крабоедов, Macaca fascicularis) с моделью заболевания. В этой модели в мозг макак вводили нейротоксин МТФП (1-метил-4-фенил-1,2,3,6-тетрагидропиридин), который разрушает дофаминергические нейроны чёрной субстанции и вызывает симптомы болезни Паркинсона.

Формула МТФП

Как выяснилось, клетки-предшественники прекрасно прижились и образовали новые нейроны, которые начали функционировать, создав новую дендритную сеть.

Авторы статьи отмечают два важных результата своих экспериментов. Во-первых, трансплантация человеческих дофаминергических нейронов, долгосрочно улучшила симптомы болезни на 40-55% (улучшение продолжалось 21 месяц), а во-вторых – минимум на протяжении 24 месяцев ни на ПЭТ, ни на МРТ не обнаруживались какие-либо новообразования.

Долгосрочные изменения в мозге макак. Илл. из обсуждаемой статьи

Подобное доклиническое испытание нового метода может стать последним шагом перед испытанием трансплатации собственных «выращенных» дофаминергических нейронов людям, страдающим болезнью Паркинсона.

Текст: Алексей Паевский

Human iPS cell-derived dopaminergic neurons function in a primate Parkinson’s disease model

Tetsuhiro Kikuchi,  Asuka Morizane, Malin Parmar, Jun Takahashi et al.

Nature 548, 592–596